Игра Brothers: A Tale of Two Sons начинается, скажем прямо, немного нестандартно и даже – трагически. Ведь не каждый день нам показывают маленького мальчика, сидящего перед могилой матери и винящего себя за то, что он не спас её, когда та тонула. И ладно бы это было всё – но тут же мальчишку выдёргивает из горестных воспоминаний его старший брат, недвусмысленно намекающий, что ситуация может повториться, на сей раз уже с отцом братьев. Правда, погубит его не глубина, а болезнь. Что может вылечить папашу? Только живая вода, достать которую можно лишь за тридевять земель. Классическая сказка, верно?
То, что главные герои игры — братья, не зря вынесено в её название. Это вовсе не проформа – в игре практически нет заданий, которые выполнял бы только один из двух героев. В Brothers присутствуют признаки самых разных игровых жанров, однако больше всего здесь логических задач и аркадных уровней. Братья взаимодействуют друг с другом практически постоянно: то старший помогает младшему забраться куда-нибудь повыше или форсировать реку, а то уже младший помогает старшему, пролезая там, где тот не протиснется, и освобождая путь.
Задачки вовсе не тривиальны: порой, чтобы догадаться, что же нужно сделать братьям для преодоления очередного препятствия, игроку придётся немало поломать голову. Главная идея игры, проходящая через неё красной нитью – идея взаимодействия, сотрудничества, командной работы, мистической кровной связи между братьями, упорно идущими вперёд ради спасения отца.
Освоить управление сразу двумя братьями, причём не последовательное, а одновременное, получается не сразу, однако, войдя во вкус, вы начинаете делать это быстро, легко и непринуждённо. Можно, конечно, управлять главными героями игры при помощи клавиатуры, но поверьте нам – это не идёт ни в какое сравнение с геймпадами. Помните пословицу про то, что левая рука не знает, что делает правая? Так вот, здесь так не получится.
Братья как бы становятся частью вас. Как они должны чётко выверять каждое своё движение, чтобы не рухнуть в пропасть во время очередного испытания (например, там, где они, подобно воздушным акробатам, раскачиваются друг у друга на руках, с трудом цепляясь за скалы и чередуя прыжки), так и пальцы ваших правой и левой руки, будут сотрудничать друг с другом. Задумайтесь: а умеете ли вы делать два разных дела двумя руками одновременно? A Tale of Two Sons научит вас подобному трюку – в противном случае, пройти игру у вас попросту не получится.
Мир, по которому путешествуют наши братья, вовсе не безлюден. Практически в любом встречном можно заподозрить маньяка или жуткое чудовище, даже если в итоге оказывается, что это совсем не так. Например, громадный тролль, встреченный героями ближе к началу, хоть и выглядит так, что может напугать любого, в душе оказывается добрым и чутким существом, и не только не обижает мальчиков, но и некоторое время идёт вместе с ними, помогая преодолевать препятствия.
В этом кроется важный урок – никогда не судить о ком-то по его внешности. Но встречаются также и обратные примеры, и тогда мальчишкам приходится противостоять противнику. В итоге никогда не знаешь, на кого можно положиться, а на кого – нет, и это создаёт очень показательный контраст – братья доверяют друг другу свои жизни даже не задумываясь, у них, фактически, связь на ментальном уровне, а вот от внешнего мира и его обитателей они закрыты, существуя как бы своим тесным внутренним мирком на двоих.
Это подводит наших героев к ряду спорных ситуаций. Если никому нельзя доверять, то можно ли кому-то… Помогать? Ну, помимо друг друга, разумеется. Ведь во время их путешествий им встретится множество тех, кто будет просить о той или иной помощи, большой или маленькой. Не зря ведь игра имеет в своём сюжете так ярко выраженные сказочные мотивы – вопрос взаимопомощи ближнему своему очень остро висит на протяжении всего действия. Помните ведь в народных сказках всяческих старичков и старушек, которые просят путника помочь и вознаграждают откликнувшегося за его доброту?
Конечно же, добавляет остроты в ситуацию то, что помощь эта вовсе не обусловлена сюжетно, как во многих играх, то есть вы не должны будете помочь просящему в любом случае, и даже если вы пройдёте мимо – это никак не отразится на основной сюжетной ветке. Просто… Это такое своеобразное испытание для вашей морали, совести – помочь тому, кто нуждается в вашей помощи, или решить, что проблема очередного просящего недостаточно важна, и спешить навстречу собственной цели.
Игра сделана качественно, атмосферно, и в то же время невероятно смело: в игре нет значительного количества тех обычных элементов, к которым мы привыкли, играя в более традиционные творения гейм-разработчиков. За всю игру — только одна сцена, которую можно было бы назвать боевой. При этом игра вовсе не детская, и сделано это совсем не для смягчения рейтинга: просто подобные элементы здесь не нужны. Как не нужны и привычные диалоги: абсолютно всё понятно и без них, даже при том, что для общения главные герои используют свой собственный язык, который едва ли насчитывает два десятка слов.
В игре также нет и многого другого: например, никаких предметов. Ничего не нужно прокачивать: ни уровень наших братьев, ни что-либо ещё. В игре нет даже какого-либо интерфейса! Какую-нибудь другую игру это могло бы безнадёжно испортить – но только не Brothers: A Tale of Two Sons.
В итоге игра вышла… Как бы это сказать точнее… Законченной. Возможно, Brothers – не лучшая из существующих на свете игр, но она определённо является законченным произведением, органичным и последовательным. В нём нет ничего лишнего, все детали – неотъемлемы. Только то, что нужно, и ничего более. Многие игры страдают от сочетания какой-нибудь возвышенной идеи, красивой морали с перестрелками, мордобоем и совершенно неоправданным пафосом, но только не эта. Приведённые в ней постулаты выражены не только в роликах или отдельных моментах игры, но и в каждой её детали, в каждой минуте. Постулаты о том, что вокруг много тех, кому нельзя доверять, тех, кто может ответить злом на добро – но при всём этом без взаимопомощи нельзя никак, иначе чем ты будешь лучше них? Постулаты, высказанные без слов, о том, что такое хорошо, а что такое плохо, и о том, что только бескорыстная, самоотверженная помощь друг другу делает тебя человеком. И только так.
А геймплей – достаточно хорош, чтобы донесение всего этого не казалось занудной проповедью. Поэтому игра Brothers: A Tale of Two Sons тоже может дать сто очков форы абсолютному большинству аналогичных продуктов.
Cry Plays: Brothers — A Tale of Two Sons [P1]