Обзор FTL: Faster Than Light advanced edition — парадоксы вдумчивой игры на сверхсветовой скорости

Есть что-то особенное в игре, где ты можешь перенаправить мощность с систем жизнеобеспечения на боевые орудия и произвести последний выстрел из пушек покореженного, охваченного огнем космического корабля. Это и есть тот самый отчаянный, сумасшедший и единственный спасительный маневр, который могли бы предпринять Джеймс Ти Керк или Хан Соло, чтобы избежать уготовленной им участи и спасти свои экипажи. И даже если такие решения не всегда срабатывают – или именно потому, что они не всегда срабатывают и все погибают, а тебе приходится начинать все сначала – это как раз те моменты, которые делают FTL: Advanced Edition самой запоминающейся и годной к повторному прохождению игрой на моей памяти.

 
Faster Than Light game art
 

FTL стремится, скорее, рассказать историю, чем проверять ваши игровые навыки и умения. После бесчисленных часов, проведенных с ПК и Ipad-версиями, я вполне освоил и замечательную систему битвы кораблей, и несколько более слабую систему рукопашных схваток. Обе они не требуют долгого изучения – ведь игра легко позволяет поставить бой на паузу, чтобы оценить ситуацию и решить, что делать и как расставить ваших крошечных членов экипажа (кстати, благодаря этому игра так же великолепно подходит и для сенсорного управления на iPad). Но, поскольку игра включает в себя уйму случайных факторов – начиная с того, попадет ли ракета в цель, и заканчивая тем, сможет ли ваш экипаж отбить космическую станцию у гигантских пауков в небольшом текстовом приключении – FTL зачастую строга к игроку настолько, что всего несколько неправильных решений могут привести к заведомо проигрышной ситуации. Это и придает игре увлекательность – здесь ты никогда не почувствуешь себя в безопасности.

 

 

Сперва кажется, что бои здесь совершенно примитивные: два плоских пикселястых корабля просто торчат посреди экрана и швыряются ракетками. Однако огромное разнообразие возможностей атаки и защиты доказывает, насколько ошибочно первое впечатление. Вам придется самостоятельно разбираться в том, как влияют друг на друга и где лучше применимы все эти бластеры, лучи, ракеты, ионные взрывы, телепортируемые бомбы, атакующие беспилотники, экипажи, комплектуемые из бойцов шести существенно различных рас, система контроля разума, а также – что и как защитит вас лучше: щиты, оборонительные роботы, лазарет, машина для клонирования, усовершенствованные двери – да здесь куча бесконечно интересных фишек и их комбинаций. Успеха в бою можно достичь, нанося сильнейшие и точнейшие удары по вражеским кораблям в тот самый миг, когда их щиты наиболее слабы. Это в свою очередь дает почувствовать себя настоящим командиром экипажа, крича: «Огонь по моей команде!»

 
Faster Than Light screenshot 2
 

Здесь любое решение – важное! Как действовать — сперва сбить врагу щиты и сделать его более уязвимым для последующей атаки, или попытаться первым же ударом вывести из строя оружие противника, сэкономив на последующей починке своей посудины? Сделать ставку на повышение боевой мощи, или опередить врага ионным выстрелом, «усыпив» беспилотники, которые могли бы атаковать и защищаться самостоятельно? Или вообще послать абордажные команды и применить контроль разума, чтобы настроить бойцов вражеского экипажа друг против друга? А может, пора уже подзарядить двигатель и быстро смыться? Что бы вы ни решили, у врага всегда найдется достойный ответ, и FTL отлично справляется с тем, чтоб удержать вас в игре, подбрасывая неожиданных и непростых врагов, чтобы заставить вас сделать паузу и хорошенько напрячь мозги, решая, что же делать дальше.

 
Faster Than Light screenshot 3
 

А вот что стоило бы доработать у iPad версии – так это сенсорный интерфейс оружейной панели. Являясь самой востребованной частью интерфейса, панель или висит так, что закрывает важные данные о здоровье экипажа, или ее постоянно нужно переоткрывать, чтобы заново наводить огонь на вражеские цели. На ПК такой проблемы не возникает.

Тот факт, что по всем пяти секторам космоса вас неустанно гонит в хвост и в гриву движущийся за вами по пятам флот повстанцев, подстегивает принимать ещё больше важных решений – ещё быстрее. И хотя никогда заранее не знаешь, что ждет тебя на каждой из случайных «точек перехода», но всегда стараешься исследовать их как можно больше, чтобы прокачивать свою посудину при любой возможности, прежде чем начнется крайне тяжелая финальная битва. Иногда такая тактика выходит боком и приходится, кусая локти, ковылять в ближайший ремонтный док, надеясь, что поблизости не окажется кровожадного и вооруженного до зубов космопирата, который с радостью воспользуется моментом моей слабости.

 
Faster Than Light screenshot 1
 

Игра наполнена хорошо прописанными миниатюрными текстовыми приключеними, в которых довольно часто приходится делать интересный моральный выбор. Стоит ли обманом зазывать инопланетянина в свой экипаж, уверив его, что вы – бог? Или похищать послушных пришельцев, чтобы потом продать их на рынке работорговли? Последствия этих решений всегда неочевидны: никто не будет судить вас за сделанный выбор, кроме вас самих. Некоторые возможные варианты будут меняться в зависимости от состава вашего экипажа и наличия нужного оборудования на борту. Например, в зараженную зону можно отправить только механических персонажей вроде Энжи – остальными вы ее разведать не сможете. Так что эти места не открыть за одно прохождение, к ним придется возвращаться снова и снова. Ну а некоторые принятые решения даже будут превращаться в квестовые цепочки, которые откроют новые корабли для последующего прохождения.

 
Faster Than Light lanius
 

Эти новые корабли могут существенно изменить стиль вашей игры. Например, командуя бронированным судном «Глыба» (Rock Cruiser), я не так боялся пропустить парочку ударов и больше старался использовать абордажные команды, попутно поливая врага из огнеметов, так как экипаж «Глыбы» неуязвим для пламени. То же относится и к надстройкам кораблей, которые могут изменить вашу стратегию выживания, даруя практически бесконечное число запчастей для беспилотников или позволяя производить залпы без ожидания перезарядки.

В бесплатном обновлении Advanced Edition (единственном доступном для iPad) добавлена новая раса Lanius, представители которой высасывают кислород из любого помещения, в котором находятся, что делает эту расу пригодной для сдерживания атаки абордажных команд и перехвата спасательных капсул. Существует и тонна других дополнений, так что даже после десятка часов, проведенных в игре, здесь все ещё можно отыскать новые квесты.

 
Faster Than Light screenshot 2
 

 


Вердикт.

FTL: Advanced Edition – невероятно глубокая игра, в которую можно играть снова и снова. Каждое прохождение оставляет что-то незабываемое и стоящее, даже то, в котором весь твой экипаж гибнет. Отличная iPad версия стала моей карманной мобильной игрой, ведь она включает в себя все те же аспекты принятия решений и вдумчивого анализа стратегии; всё, что делает игру бесконечно увлекательной и на ПК. И хотя управлять игрой на ПК всё же удобнее, эта разница совсем незначительна и общего впечатления не портит.