Don’t Starve — о радости прохождения хоррор игр или «Умер-шмумер, лишь бы был здоров!»

Статья о том, что нам дает прохождение survival-игрушек и почему порой стоит насладиться тем, как ты подыхаешь в лесной чаще от голода.

Несколько дней назад в Сан-Франциско прошел финал IGF – большого соревнования независимых игр. Первое место ушло игре «Papers, Please», демонстрирующей рутинную работу пограничника в несколько неожиданном свете. Но внимание мы сегодня уделим другому номинанту – игре Don’t Starve, которая, увы, наград не получила – и совершенно, смеем вас заверить, зря!

 
Где-то в ночном лесу
 

Don’t Starve – это кроличья нора для всех интровертов, социофобов, хикки и прочих жертв застойных мегаполисов. Зверь внутри нас сжался до размеров джунгарика, наши инстинкты подавлены, базовые потребности удовлетворены. Мы не хотим адреналина, нам западло покидать свою зону комфорта – там, за чертой, неведомая и опасная жизнь со своими угрозами и неожиданностями – а здесь мягкий пуфик, клетчатые пледы и тёплый латте. Но наша внутренняя суть не желает смириться – и нет-нет, да и отомстит нам приступами неодолимого уныния — прям такого, что хочется уйти в чащу и подохнуть там под сосной. Тогда-то и приходит на помощь Don’t Starve.

 
Don't Starve Day 1

Протагонист Don’t Starve приходит в себя на краю случайно сгенеренного мира и с этого самого момента борется за свое существование каждую минуту

 

Игрушка эта безысходна и наполнена отчаянием, как и сама жизнь. И в конце неё вас непременно ждет смерть. Так или иначе, это даже не обсуждается. Нет никакой миссии, никакой высшей задачи (да, в игре есть сюжетный квест, но он один – и совершенно безынтересен). Вы просто стараетесь протянуть как можно дольше и сами наполняете смыслом отведенное вам время.

Нынешний горожанин, живущий в бетонных джунглях, не имеет права на подвиг, на риск – да и поводов для такого подвига современная жизнь предоставляет всё меньше. Don’t Starve же делает таким подвигом каждый прожитый день! Придется выживать на подножном корме, собирать морошку и жарить на самолично разведенном огне, затемно отгонять от своего ночлега кровожадных волков при помощи каменного копья. Нужно будет воровать ночью шерсть у дремлющего буйвола, ежеминутно рискуя разбудить целое стадо, озябшими руками наскоро возводить частокол в преддверие зимы. А потом, ошалев с голодухи, зажарить и стрескать крайне подозрительного сизого цвета гриб в надежде на то, что он не отравлен. Гриб, разумеется, по самую шляпку наполнен ядом и дарит герою мучительную, в конвульсиях и корчах смерть, и приходится всё начинать заново, потому что тут если уж помереть – то это насовсем, а как иначе?

 
Spider Queen attack
 

Игр с неминуемой смертью сейчас делают достаточно (Rogue Legacy, FTL,Out There и многие другие), но Don’t Starve парадоксально интересен именно бессмысленностью выживания и неминуемостью гибели. Этим, наверное, и привлекают такие проекты, как DayZ. В большинстве нынешних игр смерть из-за всяческих «респавнов» и «чекпойнтов» стала чем-то несерьёзным, эдаким досадным пустячком на пути к завершению однозначной и ясной миссии или одним из способов прервать неравный PvP-поединок. Да, эти игры доставляют искренние переживания и волнуют кровь (иначе и играть бы в них никто не стал), но всё это – лишь кустарная симуляция, очень далекая от оригинала. И даже в сугубо – и сурово – реалистичных игрушках типа The Last of Us самая жуткая гибель на поздних этапах прохождения воспринимается вполне себе привычно. По сути, в играх нет смерти, а без неё – не может быть и жизни.

 
dont starve
 

DayZ рассказывает якобы о битве людей против зомби и других таких же людей. Но по сути чувства там испытываешь те же, что и в Don’t Starve: безысходное одиночество и постоянный ужас
Вот почему сегодня так нужны проекты вроде Don’t Starve, Forest, DayZ, Rust и другие симуляторы постоянной отчаянной безысходности. В них легче почувствовать всю остроту и пряность каждого прожитого игрового момента – именно потому, что каждый из них может оказаться последним. На таком жизненном пути любая банка тушенки, любая сухая вязанка дров становятся открытиями не просто ценными, а сверхценными, высвобождающими несказанный восторг и стимулирующими ту самую первобытную жажду жизни, которая обычно тихо дремлет, успокоенная многочисленными подачками цивилизации.

Ни один суперменский симулятор, вроде Call of Duty или Dota, где в одиночку с закрытыми глазами выносишь сотни противников на раз-два, не дарит того незамутненного чувства восторга, как встреченный после жуткой, промозглой бессонной ночи восход, который дает тебе ещё один день, ещё один шанс выжить! Выжить – и снова сказать смерти: «В другой раз!».

 
Don't Starve the lord of survival
 

Разумеется, можно что-то похожее попробовать испытать и взаправду: обратиться к истокам, вступить в секту и уехать в чащобу, забраться в дикие сомалийские джунгли без обратного билета… но жизнь у нас всё-таки одна, а латте всё ещё стынет под боком и бросать жалко. Поэтому, чтобы окончательно не обмякнуть на диване с четырехрежимной функцией массажа и встроенной спиночесалкой, иногда стоит напоминать себе о том, как живется в паре тысяч километров от цивилизации. Например, открыть Don’t Starve, отправиться в лесную чащу и там сдохнуть в голодных муках.

 
Don't Starve the lord of survival