Игры московской студии Ice-pick Lodge всегда отличались своеобразием. Их достаточно известные творения – Мор. Утопия и Тургор – заставили многих вспомнить, что такое по-настоящему тревожная игра.
Это и неудивительно: Ice-pick Lodge ещё со дня своего основания заявляли, что компьютерные игры для них – не способ заработка и даже не развлечение, а самый настоящий вид искусства – и создаются ими именно с такой точки зрения. Кроме того, достаточно низкий бюджет студии не позволяет им тягаться с гигантами мировой игровой индустрии, и, чтобы оставаться конкурентоспособными, им волей-неволей приходится создавать игры с нестандартными сюжетом, атмосферой и всем тем, что зависит не от финансовых возможностей разработчика, а от его таланта и профессионализма.
Именно так и получилась их последняя игра — рисованный ужасник под названием «Тук-тук-тук» (по-английски «Knock-knock»).
Главный герой «Тук-тук-тук» — некий безымянный парнишка, которого мы называем Смотрителем. «Смотрит» он за своим собственным домом, стоящим посреди леса — местом, надо сказать, крайне мрачным и негостеприимным. Вот уже три поколния Смотрители используют дом как жильё и лабораторию. Предки нашего жильца были так называемыми мирологами, и наш главный герой, не мудрствуя лукаво, пошёл по их стопам. Работа миролога заключается в наблюдении за окружающим миром и документации всего-всего, с чем пришлось столкнуться. Не так давно жильца одолела бессонница, которая заставляет совершать ночные обходы по дому, чтобы хоть как-то скоротать время и приблизить рассвет. И всё бы ничего, но каждую ночь то и дело раздаются странные скрипы, шорохи, всхлипывания, шёпот и загадочный «Тук-тук-тук».
Сходит ли наш герой с ума от тотального недосыпа или это действительно проявления чего-то иного, чуждого нашему миру? В общем, по ночам наш герой «принимает» в гости всякую хтонично-загробную бесовщину. Можете представить себе, в какой кошмар превращается для бедолаги каждая новая ночь! Призраки и внешне-то уже достаточно страшны, чтобы заработать инфаркт или хотя бы пару психических расстройств, а ведь они ещё и пытаются заговорить с ним – причём темой их разговора является определённо не погода. А когда-то, помнится, всё было иначе, а наш Смотритель был радушным хозяином и радовал горячим ужином заезжих путников… живых.
Задача Смотрителя, как вы уже догадались, состоит в том, чтобы благополучно прожить до утра. До каждого.
В изначальных планах Ice-pick Lodge «Тук-тук-тук» должен был иметь несколько другой вид, а его главный герой должен был перенять опыт персонажа «Один дома». То есть, по первоначальной концепции, Смотритель не только прятался бы от монстров по ночам, пытаясь спасти свою смертную шкуру, но и устраивал бы этим самым монстрам ловушки, пользуясь дневной передышкой, собирая для такой святой цели весь валяющийся в доме и около дома мусор.
Однако в итоге разработчики передумали и не стали вводить ни дневное улучшение комнат, ни ночную осаду в стиле Защиты Башни. Затем у студии была идея сделать «лайт-версию» этого варианта – то есть, раскидать по дому различные ресурсы и заставить главного героя создавать из них нечто полезное непосредственно по ночам. Эта версия и была, по сути, реализована, вот только количество собираемых предметов сократилось до возможного минимума, да и их использование заняло в геймплее далеко не самое важное место. Они, конечно же, нужны, вот только создавать из них ничего нельзя, а только лишь использовать в строго определённых местах, и притом не слишком часто.
А что же нам придётся делать, если создателя хитроумных ловушек из Смотрителя не получилось? Да просто убегать от монстров, плутая по многочисленным комнатам дома. По ним разбросаны часы, найдя которые, игрок может ускорить наступление утра (да, такие вот волшебные часики) и тем самым спастись от преследующих его тварей, которые, как известно, исчезают с первым криком петуха. Кстати, это вовсе не единственный способ выжить в загадочном доме: Смотритель может ничего такого не собирать, а просто следить за таймером, показывающим, сколько ещё времени осталось до рассвета, и половчее бегать по комнатам, ускользая от осаждающих его жилище чудовищ. Или третий вариант – спрятаться где-нибудь, например, за каким-нибудь предметом большого размера.
Другими словами, от первоначальной задумки мало что осталось, и это – несомненный минус игры, ведь игровой процесс превратился в какие-то достаточно банальные и унылые прятки-догонялки без какой бы то ни было изюминки.
Конечно, определённые сложности в ней всё-таки присутствуют: например, чтобы найти в комнате часы, мало в неё зайти: нужно ещё и включить лампочку. И всё бы ничего, но все эти потусторонние твари, что угрожают жизни и рассудку Смотрителя, ориентируются, как мотыльки, именно на свет. То есть долго находится в комнате со включённым светом опасно, да и не тушить его за собой — тоже. Так что игра происходит, по сути, по одному и тому же сценарию: включили свет, обыскали комнату, выключили свет. Нашли часы – отлично, не нашли – следуем дальше. Существует также некий мистический лес, куда периодически забредает Смотритель. Однако по нему можно исключительно идти, меняя направление и выискивая в этом лабиринте дорогу обратно в дом, который к нашему возвращению станет ещё опаснее, ещё темнее и ещё страшнее.
Для чего это сделано? Случайные ли это недочёты, или они сделаны намеренно, с какой-то определённой целью? Разработчики из Ice-pick Lodge утверждают, что чем меньше действий нужно совершить игроку — тем больше и глубже он погружается в атмосферу игры. И, по сути, это вовсе не выдумка — игра неплохо действует на нервы, нагнетая обстановку простенькими, казалось бы, спецэффектами. Особенно она хороша, если играть в неё, следуя предложенным разработчиками инструкциям – то есть ночью, выключив свет и приглушив все звуки, а также оставшись в полном одиночестве.
Если вы не боитесь заработать сердечный приступ после очередного стука, шороха или прозвучавшей из темноты фразы, то попробуйте – оно того действительно стоит. А звуки подобраны не просто так, а со смыслом: из-за дверей начинают слышаться грохот и крики не абы когда, а после того, как вы, десять минут потратив на обыскивание комнаты в полной темноте, пойдёте из нее выбираться. Да и призыв не включать света будет слышен тем, кто уже тянется к заветному выключателю.
Что до всей потусторонней братии, которая бегает по дому с нехорошими намерениями, то она тоже ничуть не банальна: вместо привычных привидений с моторчиком за Смотрителем приходят какие-то сомнительные типы с большим недостатком в частях тела, будто бы прямиком из могилы или из-под ножа безумного мясника; следом за ними топают загадочные невидимые сущности, оставляющие только следы на полу; огромные глаза (все помнят детскую страшилку про зелёные глаза, бегущие по стенке?) и даже самые эффектные из всех ночных гостей: точные копии самого Смотрителя. Кстати, не самый плохой ход со стороны чудовищ: ведь Смотритель выглядит так, что краше в гроб кладут – сказываются бессонница и еженощные сражения за свою жизнь.
Атмосфера в игре действительно проработана до мельчайших деталей; чего стоит одна только история о том, как она, якобы, была создана. По утверждению разработчиков, сюжет игры не был ими придуман самостоятельно, а лишь доработан на основе некоего дневника, который пришёл на электронную почту студии от некоего загадочного человека. По информации, которую им впоследствии удалось раскопать, странный отправитель не то умер, не то свихнулся, успев отослать разработчикам игр хронику того, что с ним случилось.
Вот и игрока ожидает та же участь, намекают нам создатели игры… Вот только не уточняют: в случае поражения или в случае победы? А может быть, надежды не уже с того момента, как мы вообще сели играть в «Тук-тук-тук»? Даже главный герой игры подчёркивает, насколько она зловеща, ломая четвёртую стену и обращаясь напрямую к игроку с вопросом о том, зачем он следит за ним. В общем, хорошая такая крипи-стори.
И это работает! Игра получается по-настоящему страшной, причём этот страх не ограничивается рамками компьютерного монитора, а прямо-таки просачивается в реальный мир, окружая играющего мистически-зловещими образами. То и дело нам встречаются загадочные тексты, в которых то ли нет смысла вовсе, то ли есть, да такой сакральный, что любому священному тексту может дать форы. Игроку будет занятно разбирать все намёки и подсказки, оставленные разработчиками – игра в этом смысле сравнима с интересными фильмом или книгой.
Проблема же в том, что дальше фильма или книги разработчики так и не ушли. А это всё-таки игра, и какую бы интересную историю она нам не преподносила, людям всё-таки хочется и делать что-то самим, а не только ломать голову над совершенно не относящимися к геймплею вопросами да шарахаться от каждого хруста в темноте. Более того – игра с новыми уровнями не только не становится сложнее, но и даже проходится легче, за счёт того, что игрок уже научился избегать нападений монстров из темноты и не повторяет прошлых ошибок, да и «страшная» атмосфера «Тук-тук-тук» немного приедается ему к концу игры.
В целом, именно «Тук-тук-тук» можно назвать квинтэссенцией Ice-pick Lodge как команды разработчиков игр. Именно здесь достаточно ярко выражено то, что они умеют – пугать, нагнетать атмосферу, создавать страшные и завораживающие истории, от которых душу охватывает леденящий ужас.
И здесь же ещё ярче выражено то, чего они не могут – создать более-менее оригинальный и интересный геймплей, который тоже, между прочим, придал бы этим историям живости. Так что учтите это, когда будете решать, играть в «Тук-тук-тук» или нет: поиграть можно, но останетесь ли вы довольны, или жутковатого сюжета не хватит, чтобы покрыть пустую механику игры — зависит от вкусов каждого отдельного игрока.
Прохождение игры Тук-Тук-Тук / Knock Knock [#1] Первый взгляд