Обзор – закомство с новой ролевой игрой Middle-earth: Shadow of Mordor, по мотивам книг Толкиена

Огромная фантазийная RPG-шка на просторах открытого мира – это зачастую очень серьёзно. Чтобы насладиться ею в полной мере, приходится брать месяц отпуска – и то не прямо после релиза, а через годик-полтора, когда отследят все баги, пофиксят баланс и накатают руководства на все непонятные случаи. В первый год своего существования такие игры зачастую похвастаться не могут ни внятным сюжетом, ни толковыми диалогами. Всё выглядит скудно и малобюджетно, а скриншоты, которые вы видели на коробке, прогнаны через сотни фильтров фотошопа – в самой игре графика будет кривой и пикселястой, персонажи – квадратными и безликими, а монстры будут застревать в деревьях и стенах, лишь только их станет больше двух.

Middle-earth: Shadow of Mordor, возможно, сможет поломать этот устоявшийся стереотип: хоть игра и опирается, на знамо какую вселенную, от известно какого писателя, она достаточно уникальна на фоне прочих игрушек своего жанра. Во-первых, тут куда чаще летят с плеч усекаемые главы – причем, летят прорисованно и с хорошими эффектами. Да и потом, сценарий игры вышел из-под пера Кристиана Кантамесса, который раньше работал над серьёзным и глубочайшим вестерном Red Dead Redemption. Сам же Shadow of Mordor по стилю перекликается и с Assassin’s Creed, и с Batman: Arkham City, если бы их вдруг выкинуло во вселенную Средиземья.

 
Lord of the Rings - Sauron
 

Это и понятно: у Shadow of Mordor и Batman: Arkham City не только общий издатель и схожая механика боев, но и подход к созданию примерно одинаковый. Shadow of Mordor не пытается стать переложением событий фильма или книги – хотя, казалось бы, что может быть легче, чем воспользоваться недавним выходом «Хоббита» и оседлать эту дойную корову. Вместо этого здесь изобретают новую историю и персонажей, аккуратно вписывая их в канву известного произведения. Правда, авторы Shadow of Mordor уверяют, что книги Профессора служат им гораздо большим вдохновением, чем экранизации его работ.

Таким образом, события игры происходят где-то между приключениями, описанными в «Хоббите» и сагой «Властелина Колец»: Саурон и его армия тьмы как раз планомерно выжигает всё Средиземье и расправляется с его защитниками – в числе которых и протагонист игры, Талион. Однако, Талион вновь оказывается среди живых – волею загадочного Духа Мести, который дает герою шанс отомстить тёмному повелителю легионов Мордора, а в придачу награждает стильным голубовато-ледяным свечением глаз. Чтобы, значит, мстилось более пафосно и эффектно.

 
Shadow of Mordor - отрубленные головы

До уровня ада и расчлененки God of War резня тут немного не дотягивает – но весьма близко, надо сказать: отсеченные головы то и дело прощаются с родными шеями

 

Так как технически Талион уже покойник, убить его во второй раз уже никому не удается. Так что постоянные оживания персонажа здесь – не дань игровому жанру, а часть самого сюжета: пока цель мстительного духа не будет достигнута, упокоиться с миром герою не дадут – а уж к добру ли это, или нет, мы не узнаем до самого финала игры.

Вселенная и её обитатели определенным образом реагируют на перерождения героя: любой орочий солдат, хоть раз одолевший Талиона, непременно получает продвижение по службе, берет на себя руководство отрядом подчиненных, примеряет новое обмундирование. Вы непременно узнаете собственного убийцу среди прочих – он теперь и выглядит иначе, и завалить его теперь будет – как мини-босса – намного сложнее.

Конечно, армии Саурона чересчур многочисленны, чтобы одолеть их в одиночку – пусть ты хоть трижды бессмертный. К счастью, у Талиона и его благодетеля – духа мщения – есть ещё один козырь в рукаве. Каждого побежденного орка, голова которого пока ещё не попрощалась с телом, можно загипнотизировать и сделать своим рабом. После такого воздействия орк вернется на свой армейский пост, но в любой переломный момент битвы будет на вашей стороне: например, попытается напасть на собственного генерала или откроет вам ворота в ночи. Чем выше пост завербованного зеленокожего – тем большую суматоху в рядах противника он посеет, когда семя вашего коварного плана прорастет.

 
Shadow of Mordor - диверсии

Пока неизвестно, будут ли наши карманные диверсии оказывать влияние на сюжетную линию – но в схватках они очень даже помогают!

 

Конечно, на предателя в своих рядах орочьи бандформирования будут реагировать достаточно однозначно – стоит только ему воткнуть нож под лопатку своему командиру у всех на виду – его непременно разорвут на тысячу маленьких медвежат. Но суматохи, созданной таким образом, вполне хватит, чтобы Талион успел докурить на вершине ближайшего холма, насвистывая, спуститься вниз и довершить начатое без лишнего напряжения бегательных и рубительных мышц. Кроме очевидных преимуществ в битве, создание собственного невидимого фронта позволяет ориентироваться в древе подчинения армий Саурона (для чего даже существует специальная вкладка в меню) и выбирать себе всё более иерархически значимые мишени, постепенно продвигаясь к самым верхам армейского руководства.

Эти введения так или иначе отсылают нас к зарождению серии Assassin’s Creed, где Эцио мог подкупать наемных убийц, которые шинковали его врагов в кровавую капусту, пока сам герой лениво разваливался на лавочке неподалеку и наблюдал за происходящим. И это не совпадение: некоторые работники Monolith Productions, которая сейчас трудится над созданием Shadow of Mordor, попали сюда из Ubisoft.

 
Shadow of Mordor - стелс

Кстати, в игре будет стелс. И даже, кажется, правдоподобный: в отличие от Assassin’s Creed, противники смогут засечь неосторожного героя, даже если он уже занял позицию за ближайшим кустом

 

У игры хватает и прочих мелких похожестей на Assassin’s Creed: это и знакомая нам уже акробатика, и «птичье зрение» протагониста, и веревки, перекинутые меж домами. Но во вред игре это совсем не идет – харизмы и величественности мира Shadow of Mordor самой по себе хватает, чтобы проникнуться его гротескной атмосферой и не заморачиваться, где мы видели похожие веревки. Широкие долины, кишащие кровожадными хищниками, густые леса и исполинские бастионы чёрного камня – этого всего вы не видели ни в одном Assassin’s Creed, да и вообще, в таких красках и с такой достоверностью Средиземье мы не наблюдали ещё ни в одной тематической игре по сеттингу Толкиена.

 
Shadow of Mordor - засада

А стоит Талиону начать махать мечом – любые ассоциации с Assassin’s Creed пропадают окончательно – и это к лучшему

 

Бои здесь больше напоминают ритмикой и зрелищностью Batman: Arkham City с его парированием и контратаками. Только здесь, в отличие от детского бэтмена, кровища хлещет по-настоящему и заливает всё поле боя черной, густеющей жижей, а головы ваших противников летят с насиженных шей сотнями.

Из Shadow of Mordor наврядли выйдет прямой конкурент какому-нибудь Skyrim: уж больно различный подход у разработчиков этих игр. Судя по уже увиденному, Shadow of Mordor в меньшей степени – ролевая игра, и в большей – слэш-экшен в насыщенном и красочном открытом мире – со стелсом, акробатическими трюками, сайд-квестами и неплохой сюжетной линией. Кто-то может продолжать сравнивать его с Assassin’s Creed — и добиться определенных успехов на этом поприще, но давайте будем честны: именно о таком Assassin’s Creed — с интересными битвами, тупорылыми орками и просторным Средиземьем давно мечтали многие ценители обеих серий (и ассассина, и Толкиена). И не принимать из-за этого такую роскошную игру было бы огромным упущением для обеих сторон.