Мужские тяжелые доспехи — Мнение эксперта. Самые нелепые доспехи в видеоиграх (Часть первая).

В мире, где уже научились делать огнестрельное оружие, старые добрые доспехи уже никому не нужны. Но в причудливой вселенной видеоигр изысканные щитки, инкрустированные наплечники и сияющие панцири никогда не выходят из моды. Суть доспеха – защищать владельца от стрел и клинков, даруя нечаянное спасение в самых безвыходных ситуациях. Но могут ли столь неуклюжие, тяжелые и несуразные доспехи, какие мы часто наблюдаем в играх, успешно справляться с этой задачей?

Чтобы разобраться, пришлось обратиться к эксперту. Крейг Джонсон из Arms & Armor, Inc. (Minneapolis, MN) имеет тридцатилетний стаж работы с оружием и средствами защиты. За это время он успел тщательно изучить огромное количество средневековой брони в ее историческом и практическом контексте и даже создать свой домен www.armor.com, посвященный этому вопросу. Так что в металлических костюмах он – дока. Заядлым геймером Крейг никогда не был, но считает познавательным наблюдать за тем, как развивается обмундирование в видеоиграх. Так что рекомендую с его мнением ознакомиться:

 

Часть первая:

 


 
Храмовник из Hellgate: London
 

Средневековый Железный человек (Храмовник из Hellgate: London)

Броня заявляет:
Ты – безупречный воин современности, элегантно совмещающий классическую броню с ультрасовременной неоновой подсветкой. Ты так изукрашен крестами, что любой поймет, что каждым твоим действием движет праведный гнев, уничтожаешь ли ты демонов на постапокалиптических просторах, или танцуешь на столах в наркотическом угаре. К тому же, на доспехе уже вырезаны кубики пресса, так что ты смело можешь не отказывать себе в жирном, жареном и мучном.

Надеть ли ее в бой?
Стоит подумать дважды. Допустим, с защитой живота такая броня худо-бедно справится, если снизу не будут бить чем-нибудь острым. Однако, если вы возьмете в качестве оружия что-либо большое и тяжелое вроде двуручника, то вам придется высоко поднимать руки, чтобы замахиваться для рубящих ударов – и тогда есть шанс, что громоздкие наплечники сожмут вашу голову в сэндвич. Результат? Обморок и пожизненные насмешки в местных тавернах.


 
Arthas - The Lich King
 

Восставший из хлада (Артас из Warcraft 3)

Броня заявляет:
Ты очень, очень большой любитель смерти. Ты ведь в одиночку правишь легионами мертвых, отдавая приказы с вершины своего удобненького Хладного Трона. К тому же тебя не напрягает носить металлическую броню посреди зимы, в минусовую температуру, а твой шлем может принимать GPS-сигнал и радио «Радонеж» даже из другой вселенной.

Надеть ли ее в бой?
Только если хочешь, чтоб твоя шея с хрустом переломилась в первом же бою. Любая надстройка на шлем – отличная возможность ухватиться за нее и провернуть ваш шлем на 180 градусов вместе с головой и шеей. Это – закон рычага: усилия вашей шеи просто не хватит, чтобы сопротивляться силе, выворачивающей шлем снаружи. Черепа, понатыканные всюду, выглядят слишком вычурно, но должны бы неплохо защищать руки – на манер нюренбергских доспехов. Ну, разве что, поясной череп настолько высоковат и остр, что вставая с Хладного Трона, вполне можно распороть себе живот. Если Артасу, как личу, доступна левитация – тогда этот вопрос, конечно, снимается.


 
Многошип (Боевые доспехи Мощи из World of Warcraft)
 

Многошип (Боевые доспехи Мощи из World of Warcraft)

Броня заявляет:
Твой фетиш – шипы. В выборе стиля ты стараешься копировать Трап Джо из He-Man and the Masters of the Universe. И ты весь такой из себя хардкорный рейдер из светлого варкрафтовского прошлого, когда Molten Core ещё был по-настоящему невыполнимой задачей, а стат «Защита от огня» ещё был хоть на что-то годен!

Надеть ли ее в бой?
Нравится ли тебе не видеть того, что происходит прямо перед носом? Нет? Тогда это, скорее, боевые доспехи Немощи: конструкция горловой части не даст сдвинуть головы вверх-вниз и на сантиметр, а из-за того, как плотно сидит маска, тебе не удастся увидеть ничего ниже собственного носа. Наплечники же – хоть и до предела шипастые – ни на что не годятся в настоящей битве. Они лишат тебя в придачу ещё и бокового зрения. Всё, что угрожает вам сзади, сбоку, снизу или сверху, не будет даже близко замечено – до самого момента удара.


 
Cornell, Castlevania Judgment
 

Серый волк – забралом «щёлк!» (Корнелл из Castlevania Judgment)

Броня заявляет:
Ты – один из самых малоуважаемых героев франшизы. Оборотень с тягой к прекрасному: твою шкуру, видите ли, призвана защищать только самая изысканная броня, и, несмотря на то, что ты брутален настолько, что голыми руками разрываешь неприятелей в клочья, ты не имеешь ничего против юбки. Ну и, разумеется, как любой уважающий себя японский оборотень, ты ещё и владеешь всеми известными миру боевыми искусствами.

Надеть ли ее в бой?
Только если ты и вправду оборотень. Если напяливать это на обычную человеческую фигуру, есть риск утратить некоторые важные боевые функции. Пропорции грудных пластин здесь нарушены и влезть в этот доспех будет поэтому крайне проблематично. И даже если кто-то умудрится впихнуть себя в такое боевое облачение, все увечья, которые он сможет нанести, он, скорее всего, нанесет себе самому – крючками на запястьях, которые даже руки по швам вытянуть не позволяют. Кроме того, очевидно, что силы пальцев человека недостаточно даже чтобы просто поднять эти металлические когти, не говоря уже о том, чтобы не сломать пальцы при ударе.


 
Dragoon, Final Fantasy 4
 

Драгун-попрыгун (Драгун из Final Fantasy 4)

Броня заявляет:
Ты – один из крутейших типажей всей серии Final Fantasy. Ты дерешься трезубцами и копьями – и зачастую вонзаешь их в противника в прыжке, накалывая его сверху вниз с чудовищной силой. Да что уж там, ты вообще частенько прыгаешь – настолько часто, что и лягушки, и кенгуру с гордостью считают тебя своим наставником – эдаким ля-гуру, если хотите.

Надеть ли ее в бой?
Да, пусть и с некоторыми оговорками, но – можно: такая броня намного лучше того, что мы видели до этого. Да, шлем сужает обзор – но не сильнее, чем многие средневековые шлемы – если голова дракона слишком сильно на лоб не съедет. Кроме того, рукавом такой солдат будет постоянно цепляться за всякую ерунду – от уздечек и тетив до чужих волос и внутренностей. И сапог! Шип с сапога нужно отпилить, иначе при каждом приседании драгун будет пришпоривать себе задницу. А с его страстью к прыжкам это будет происходить довольно часто.


 
War, Darksiders
 

Суперкачок (Война, Darksiders)

Броня заявляет:
За тобой по пятам следует апокалипсис. Необходимая тебе броня должна подчеркивать величину твоих огромных кулаков – даже если при этом голова смотрится карикатурно-мелковатой. Ты не мог появиться иначе, как в больном воображении Джо Мадурейры.

Надеть ли ее в бой?
В зависимости от того, кто надевает. Если под броней будет Бен, который – Нечто из Фантастической Четверки, то ему такая, может, и понравится. Но всем остальным, кто сверхчеловеческой силой не обладает, будет в этом костюме тяжело не то что драться, но и просто стоять. Судя по размеру рукавиц и толщине металла, каждая из них вполне может весить 100-150 килограммов, а то и больше. А наплечник – он из бронзы, судя по всему – добавит ещё килограммов 80 весу. И тут уже без разницы, сколько ты жмешь от груди и как часто выжимаешь майку в спортзале: я не могу вообразить ситуацию, в которой ты смог бы махать мечом, имея на руках 200 лишних кило веса.


 
Daedric armor из The Elder Scrolls 5: Skyrim
 

Никаких объятий (Daedric armor из The Elder Scrolls 5: Skyrim)

Броня заявляет:
Твоё призвание – танковать! Высшую степень защиты ты выбрал за норму, так что готов носить самые тяжелые доспехи, не снимая – даже несмотря на то, что передвигаешься ты в них со скоростью больной трёхсотлетней черепахи, переползающей озеро патоки.

Надеть ли ее в бой?
Несмотря на внешнюю вычурность, этот доспех более-менее приемлем в битве. Во всяком случае, его нижняя часть. А вот плечи и голова будут постоянно цепляться друг за друга. И на локтях дополнительные помехи тоже не нужны – подвижность рук почти наверняка приведет к тому, что шипы на локте тоже что-нибудь да зацепят.


 
Glass armor, The Elder Scrolls 3: Morrowind
 

Молодо-зелено (Стеклянная броня из The Elder Scrolls 3: Morrowind)

Броня заявляет:
Ты такой мот, что понапихал драгоценных изумрудов прямо в броню. Родившись в наше время, ты наверняка был бы рэпером, увешанным блестящими побрякушками.

Надеть ли ее в бой?
Нет. Если это и вправду изумруды, то они побьются. Те, что на плечах вообще отвалятся от первого же взмаха меча. Единственный мало-мальски существенный плюс этих доспехов – в них ты выглядишь, как Зеленый гоблин на стероидах.


 
Dark Souls 2 stone armor set
 

Никаких компромиссов – даже перед лицом Армагеддона (Броня Хавела из Dark Souls)

Броня заявляет:
Вместо того, чтобы использовать легкие и гибкие металлические пластины, ты предпочел камень. Металл – слишком попсовая штука, только в камне ты будешь смотреться серьёзно. И даже самую невесомую вещь доспеха – плюмаж –ты умудрился изваять из камня.

Надеть ли ее в бой?
Опять же, такую тяжесть невозможно носить. Правда, если «кузнец» Хавела хотел повыпендриваться, понятно, почему он придал им такую вычурную форму. Углам на железных доспехах иногда придают такую форму, когда хотят создать зрительную иллюзию того, что доспех толще, чем он есть на самом деле. Но, повторимся, с камнем все это бессмысленно.


 
Tolten, Lost Odyssey
 

Заложник стиля (Толтен, Lost Odyssey)
Броня заявляет: Ты немного незрелый, но пропади ты пропадом, если в этом зале есть кто-то, одетый роскошнее. Несмотря на то, что ты смертен, хоть и принц, ты достаточно крут, чтобы тусить в компании воинов-безвременников., а твои волосы струятся с той редкой красотой, что нельзя купить ни на какие деньги мира.

Надеть ли ее в бой?
Нет, если не хотите спровоцировать всех, кто в округе охоч до легкой и богатой добычи: из золота доспех получится очень непрочным. Золото – очень мягкий металл – и чем оно чище, тем мягче. Тонкий слой чистого золота можно проткнуть чуть ли не пальцем. Конечно, можно попытаться использовать сплав, но в любом случае, повторяет эксперт, из золота и из бриллиантов броня выйдет ломкая и негодная. Это на тот случай, если вы – рэпер и вас каким-то чудом занесет во мрачное Средневековье вместе со всеми вашими блингами и свэгами.


 
Lu Bu, Dynasty Warriors 6
 

Идеал (Лю Бу, Dynasty Warriors 6)

Броня заявляет:
Ты – само совершенство, когда речь заходит о битвах, тебя боятся на полях ристаний всех трех королевств. И каждый боец, неважно, сколь силен и доблестен, должен помнить: с тобой ему тягаться бессмысленно.

Надеть ли ее в бой?
С таким вот оружием? Да ни за что на свете! Даже опытному дуэлянту вроде Лю Бу такая вычурная броня станет помехой: он и взмаха не сможет сделать своим громоздким оружием, чтобы что-нибудь на себе не зацепить – или на плечах, или на бедрах.


 
Sir Arthur, Ghosts n Goblins
 

Без права на ошибку (Сэр Артур из Ghosts ‘n Goblins)

Броня заявляет:
Ты – редкий подвид мазохиста, готовый пройти сквозь форменный ад не единожды, а целых два раза, чтобы спасти даму. Ящики твоего комода доверху забиты шелковыми семейками с узорами из сердечек. И ты можешь мгновенно превращать случайно схваченный ключ в полный боевой доспех.

Надеть ли ее в бой?
Вполне: эта броня – самая стереотипная средневековая защита, тут и думать нечего. Другой вопрос – действительно ли возможно, чтобы такая развалилась с одного удара? Вы удивитесь, но – да. В позднее средневековье в германских землях был такой вид турнирного ристания – реннен. Доспех для него специально создавался так, чтобы треснуть и буквально разлететься на куски от одного удара. Ну, может быть, не весь доспех, конечно – но щит или нагрудник со всем, что к нему крепится, взрывался весьма впечатляюще. Так что бравый рыцарь от Capcom претендует на некоторую долю исторической достоверности. Правда подошву стоит сделать рифленой.

Продолжение: Вторая часть — Женские тяжелые доспехи.