Творение небольшой шведской инди-студии Image & Form в прямом и переносном смысле обещает нам погружение в мир, где к чарующей атмосфере стимпанка примешаны элементы научной фантастики, спагетти-вестерна и постапокалиптики. Платформер SteamWorld Dig, представленный игровому миру в августе 2013 года, вобрал в себя лучшие элементы сразу нескольких игровых жанров и был просто обречён на успех.
Что это за элементы, и почему именно они обеспечили игре пристальное внимание игрового сообщества? Судите сами – перед нами предстаёт мрачный мир далёкого будущего, в котором, в результате некоторых трагических событий, человеческая раса прекратила своё существование – вне всякого сомнения, постапоклиптический сюжет. Далее мы узнаем, что вместо людей Землю населяют классические стимпанковые роботы. Более того, своим внешним видом, а также поведением эти ребята напоминают жителей пресловутого Дикого Запада, и, для пущего сходства со спагетти-вестерном, вполне себе охочи до деньжат. Поиск научно-фантастичекого элемента игры пусть останется на совести игрока – следует только упомянуть, что имеет смысл обратить внимание на отсылки к играм Valve. Несмотря на то, что далее речь пойдёт о Steam-версии игры, стоит отметить, что 3DS-версию венчает подходящий к общей атмосфере заголовок – A Fistful of Dirt – который, впрочем, из HD-версии был вырезан. Зато остался саундтрек в духе Эннио Моррикона.
На фоне хитроумного смешения разнообразных стилей механика и правила игры незамысловаты. Главный герой – искатель таящихся в недрах земли минералов и тайн робот Расти (Ржавчик) с киркой наперевес отправляется исследовать подземный мир. В принципе, имея механику в духе «Метроидвании» и многие элементы Motherload десятилетней давности, SteamWorld Dig уже давно имела все шансы стать флеш-игрой. Не ясно, правда, почему этого так и не произошло. Так или иначе, по мере погружения в земную твердь шахтёр-ковбой разживается металлами и драгоценными камнями, которые затем сбывает в обмен на золотишко, которое можно (и стоит!) тут же потратить на разные полезности – улучшить броню, усилить верную кирку и увеличить запас дров. Да-да, вместо пламенного сердца в груди у нашего героя самая настоящая печь, которая обеспечивает видимость даже в самых тёмных тоннелях.
Однако мало просто спуститься в мрачные подземелья – обратного пути тоже никто не отменял.
Пусть вас не страшит монотонность работы киркой – авторы это предусмотрели, и по мере продвижения вперёд усложняют стоящие перед Расти задачи – то подсовывают каменную породу, прочность которой намного выше, то проверяют умение передвигаться, прыгая по опасным платформам. Совсем неподготовленным Расти не останется – разработчики снабжают его мощным буром и обучают усиленному прыжку, но не стоит забывать, что это стим-панк – и прыжки в стиле боевого кузнечика, и работа верного бура потребуют воды, вернее, водяного пара. Поначалу найти воду не так-то сложно, но по мере продвижения на глубину, подземных источников становится катастрофически мало и приходится тщательно планировать использование драгоценных запасов. Омрачают картину и разные неожиданности вроде сочащейся из камней кислоты, булыжников, норовящих приземлиться на голову и, разумеется, опасных врагов. А под конец игры к обширному набору различных неприятностей присоединяются лазеры и боевые турели, которые можно, например, атаковать многострадальной киркой или разбирать на составляющие ударами парового кулака.
Выбравшись же из недр земли, следует прежде всего заняться продажей найденного добра, приобрести немаловажный динамит или, например, стремянок и позаботиться о своевременном улучшении экипировки. Если возвращаться на поверхность на своих двоих совсем неохота, то можно воспользоваться заботливо предусмотренными переносными телепортами, но стоит это, по местным меркам, совсем не дёшево – три голубых шарика (Для справки – это уникальная валюта, которая, по традиции, встречается редко, но необходима для покупки самых крутых улучшений).
Каждый из трёх основных этапов имеет глубину около 300 метров и создаётся случайным образом. Помимо них в игре присутствует большое количество созданных вручную пещер, являющихся основным источником улучшений для Расти. Среди таких наворотов, к примеру, умение падать с любой высоты и не получать повреждений, двойной прыжок и уже упомянутый выше грозный бур. Однообразия ждать не стоит – в каждой пещере придётся применить смекалку и находчивость, а также показать своё умение контролировать робота – регулярные платформенные этапы к этому весьма располагают. Они , как правило, не очень долгие, и в случае смерти переносят Расти обратно ко входу в пещеру. Стоит помнить, что это работает только с маленькими побочными пещерами. Если наш герой погибнет на одном из основных этапов, то будет перенесён на поверхность, где его придётся отремонтировать (за золото, что естественно) и отправить заново пробиваться вниз, к сокровищам.
Как ни старались разработчики разнообразить игровой процесс, а копание, которое занимает большую часть игрового времени, может заставить заскучать даже игроков, полных энтузиазма. Не самым лучшим выбором для домашней платформы стала и механика, более подходящая для коротких игровых сессий на портативных консолях. Тем не менее, консольщикам стоит обратить свой взор на SteamWorld Dig, а на более успешную 3DS версию игры – и подавно.