Второй жизни Thief, известнейшего стелс-сериала, с замиранием сердца дожидались и те, кто наиграли не один десяток часов в Thief: The Dark Project , и те, кто оригинала уже не застал. Разработчики римейка сулили классический геймплей, основанный на сокрытии в тенях, бесшумном передвижении и необходимости побеждать врага хитростью и проворством, а не грубой силой. Сюжет же, хоть и в классическом сеттинге, обещали совершенно новый.
Вот что занятно: если в прошлом Гаррет воровал лишь у богатых, то теперь опустошает и тайники обычных граждан (коим и так туговато приходится). Выходит какой-то странный баланс: мир он, вроде, спасает – но жить в нем уже далеко не так комфортно.
Геймплей Thief, и правда, почти не поменялся, и игра по-прежнему увлекает настолько, что даже не замечаешь, как начал новую миссию, а потом ещё и ещё одну. Все эти старые добрые прятки с охраной, хождение тенями и тайные перебежки ничуть не потеряли своего шарма. Кроме того, замечательно сделан взлом замков. И хотя повторять эту манипуляцию придется не единожды, но придуманная разработчиками мини-игра, хоть и простая, каждый раз оказывается всё такой же интересной. Разнообразит игру и впечатляющий инструментарий воришки: это и разные типы стрел (водяные, газовые, разрывные), и прочие прикладные кунштюки.
Создатели изо всех сил пытались осовременить игру – и преуспели. Геймплей, например, стал куда динамичней благодаря способности Гаррета почти мгновенно делать короткие шаги из одного затенения в другое. Появляется ощущение собственной неуловимости, которое доставляет ни с чем несравнимое удовольствие! Как и раньше, герой не любит причинять смертельные повреждения. Обычно его жертвам угрожает максимум хороший удар дубинкой.
К сожалению, кое-где авторы «перемодернизировали» игру – и она из-за этого потеряла то незамутненное очарование, которым обладал предшественник. Например, улучшенный минимап теперь выдает полный план этажа, местоположение целей и самого вора. В оригинале карта была лишь примитивным планом-наброском и приходилось напрячься, чтобы правильно сориентироваться в полутемных коридорах. И эта необходимость усиливала ощущения от игры многократно! Впрочем, этот недостаток – на любителя, кто-то сочтет его и плюсом. Однако и сами уровни в новом Thief стали более топорными и предсказуемыми, да – к концу игры они посвободнее, но это всё равно совсем не то по сравнению с игрой-оригиналом. С другой стороны, город, в котором проходит приключение – в качестве компенсации – теперь можно исследовать между миссиями.
Создатели игры пытаются создать по возможности больше отсылок к оригиналу, но в то же время обогащают её новой мифологией. Не всюду выходит одинаково успешно.
А вот что в игре стало хромать – так это сюжет и антуражность. Оные начинают трещать по швам уже в эпизоде с публичным повешением, где после долгого и пафосного перечисления всех провинностей казнимого, его, обреченного, с петлей на шее скидывают вниз, на радость, как мы думаем, обезумевшей, жестокой толпе – а оказывается, что за казнью наблюдает лишь пара человек, которые затем расходятся восвояси. Это убивает всю сцену, которая должна была стать демонстрацией людской жестокости, превращая её в надутую пустышку.
Сдулись и персонажи. В старом «Воре» антагонисты Гаррета были, в основе своей, просто людьми с иной жизненной позицией. Они имели понятную мотивацию и логику, которые и руководили их поступками, поэтому вступать с ними в конфликт было увлекательно. В новом Thief антагонисты настолько воплощают в себе злобу, коррумпированность и бездушие, что в них перестаешь верить – слишком они обезличены и ультрагадки. Немного вытягивают игру пара атмосферных приключений, вроде визита в забытую всеми психбольницу и променада по подземным руинам.
Посещение психбольницы и поначалу-то заставляет мурашки по коже бегать, а под конец так и вообще начинается мрачнейший кошмар.
С сюжетом же вышло следующее: он в целом неплох, но новые создатели обеднили насыщенную вселенную Thief, превратив игру в стандартное локальное противостояние местной диктатуре, а ведь старый «Вор» был куда ярче! В новой игре пропали все фракции из первой: и загадочные механисты, и умудренные хранители, и неблагонадежные язычники. А с ними пропала и все сопутствующие игре уникальность и очарование. Нет больше ни воззваний к Создателю, мелодично звучавших в цехах одержимых порядком молотобойцев, ни того непередаваемого суржика, на котором изъяснялись язычники. Вместо всех этих оригинальных, продуманных ячеек общества, каждой со своей культурой, традициями и даже суевериями, нам подсунули некоего обобщённого угнетателя и со своими прихвостнями и таких же обобщённых партизанящих сопротивленцев. И ни те, ни эти не особо отличаются от своих аналогов из случайно выбранной игры про «тех» и «этих».
У нового «Вора» хватает недостатков, которые особо прочувствуют ценители оригинальной Thief. Однако те, кто в The Dark Project не играл, игру, вполне возможно, оценят – пусть мир и не очень выразителен, но механика интересна и игра в целом увлекательна. Правда, всё это –достижения первой версии игры, только благодаря которой новый Thief и будет держаться на плаву.